Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это форма государственной итоговой аттестации (ГИА) по образовательным программам среднего общего образования.
При проведении ЕГЭ используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы. Для оформления ответов на задания КИМ используются специальные бланки.
ЕГЭ по всем учебным предметам, кроме иностранных языков, проводится в письменной форме на русском языке. ЕГЭ по иностранным языкам проводится в устной и письменной форме.
ЕГЭ организуется и проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзором) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
ЕГЭ проводится по 15 учебным предметам:
- Русский язык
- Математика
- Физика
- Химия
- История
- Обществознание
- Информатика
- Биология
- География
- Английский язык
- Немецкий язык
- Французский язык
- Испанский язык
- Китайский язык
- Литература
Для получения аттестата выпускники текущего года сдают обязательные предметы — русский язык и математику. Другие предметы ЕГЭ участники сдают на добровольной основе.
Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией (далее – ГИА).
Формы проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования – основной государственный экзамен (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Изменения в КИМ ЕГЭ 2025 года
Все изменения в КИМ, в том числе включение новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др. Корректировка системы оценивания выполнения заданий призвана повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной работы в целом.
Учебный предмет |
Изменения в КИМ ЕГЭ 2025 г. |
Биология География История Математика (базовый и профильный уровни) Обществознание |
Изменений нет |
Информатика | Изменения структуры КИМ отсутствуют. Задание 27 в 2025 г. будет проверять умение выполнять последовательность решения задач анализа данных: сбор первичных данных, очистка и оценка качества данных, выбор и построение модели, преобразование данных, визуализация данных, интерпретация результатов. |
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский языки) |
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Задания 19–24 на контроль грамматических навыков могут быть даны на двух отдельных текстах или на одном цельном тексте. Уточнены формулировки задания 38 письменной части и задания 4 устной части, а также критерии оценивания ответов на задание 4 устной части. |
Китайский язык | Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Уточнены формулировки задания 28 письменной части, задания 3 устной части и дополнительных схем оценивания выполнения задания 28 письменной части и задания 2 устной части, а также критерии оценивания ответов на задание 28 письменной части и задание 3 устной части. |
Литература | 1. Изменено задание 5: требуется сравнить произведение, фрагмент которого приведен в КИМ, с указанным в том же задании произведением XVIII – первой половины ХIХ в.; направление анализа задано в формулировке задания. 2. Уточнена формулировка задания 10, сняты хронологические ограничения при выборе стихотворения для сопоставления. 3. Уточнено задание 8 (расширен перечень художественных средств и приёмов). 4. Одна из тем 11.1–11.3 носит дискуссионный характер. 5. Уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом: – изменены критерии оценивания задания 5 и 10; – при оценивании всех развёрнутых ответов части 1 по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» учитывается сумма ошибок вне зависимости от их вида; – критерии К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7 «Соблюдение пунктуационных норм» оценивания сочинения части 2 сближены по количеству ошибок с требованиями ЕГЭ по русскому языку; – по критерию К3 оценивания сочинения части 2 наряду с теоретико-литературными понятиями засчитываются термины искусствоведения, если тема сочинения нацеливает на их использование. 6. Обновлены инструкции к экзаменационной работе и конкретным заданиям. |
Русский язык |
Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены. В формулировки заданий и систему оценивания их выполнения внесены следующие изменения. 1. Задание на соответствие 26 по теме изобразительно-выразительных средств заменено новым заданием 22, не предусматривающим опоры на макротекст. 2. В формулировке задания 27 (развёрнутый ответ) указана проблема, требуется дать комментарий авторской позиции по проблеме. При обосновании своего отношения к позиции автора не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра. 3. В соответствии с видоизменённой формулировкой задания 27 скорректирована система оценивания развёрнутого ответа. Осуществлён переход с двенадцатикритериальной на десятикритериальную систему оценивания сочинения-рассуждения. В частности, исключён критерий, связанный с самостоятельным поиском экзаменуемым проблемы, так как само задание 27 теперь содержит формулировку проблемы. Подходы, ранее связанные с оцениванием речевых повторов в рамках исключённого критерия «Богатство речи», сохранены при оценивании соблюдения речевых норм (критерий К10). 4. Критерий «Фактическая точность речи» перенесён в часть речевого оформления сочинения (с позиции К12 на позицию К4). Критерий «Соблюдение этических норм» также перенесён в часть речевого оформления сочинения (с позиции К11 на позицию К6). 5. Максимальные баллы за оценивание соблюдения грамматических норм (критерий К9) и речевых норм (критерий К10) увеличены до 3 баллов. Первичный балл за развёрнутый ответ увеличен с 21 балла до 22 баллов. 6. Увеличен с 69 до 99 слов порог, при котором экзаменационное сочинение не проверяется (по всем критериям ставится 0 баллов). Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы сохранён и составляет 50 баллов. |
Физика |
Структура КИМ ЕГЭ по физике в 2025 г. осталась без изменений. Расширен спектр проверяемых элементов содержания в заданиях линий 2, 4, 8, 16, 21, 22 и 26. |
Химия |
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Внесены коррективы в модель задания 17: вместо задания на выбор нескольких вариантов ответа будет использовано задание на установление соответствия между позициями двух множеств. |
ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ГВЭ – форма ГИА в виде письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов.
ГИА в форме ОГЭ и (или) ГВЭ включает в себя четыре экзамена по следующим предметам: экзамены по русскому языку и математике (далее – обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося, экстерна (далее вместе – участники ГИА) по двум учебным предметам из числа учебных предметов, названных в Порядке проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья, участников ГИА – детей-инвалидов и инвалидов по их желанию ГИА проводится только по обязательным учебным предметам.
Изменения в КИМ ОГЭ 2025 года
Как и в предыдущие годы, все изменения в КИМ, в том числе включение новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др. Корректировка системы оценивания выполнения заданий призвана повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной работы в целом.
Учебный предмет | Изменения в КИМ ОГЭ 2025 г. | |
География История Математика Обществознание |
Изменений нет | |
Биология | Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Максимальный балл за выполнение задания 3 снижен с 2 до 1. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы снижен с 48 до 47. |
|
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский языки) |
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Уточнены критерии оценивания ответов на задание 35 письменной части и задание 3 устной части. |
|
Информатика | 1. В КИМ 2025 г. заданию 15 соответствует задание 15.1 из КИМ 2024 г., а заданию 16 – задание 15.2 из КИМ 2024 г. Таким образом, количество заданий в работе увеличилось с 15 до 16, а задание 15 перестало быть альтернативным. 2. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы увеличен с 19 до 21 балла. |
|
Итоговое собеседование по русскому языку |
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. В формулировки и систему оценивания выполнения заданий внесены следующие корректировки. 1. Приведён к единообразному представлению примерный круг вопросов, на которые должны дать ответы участники итогового собеседования в рамках монологического высказывания. 2. Максимальный балл за оценивание диалога увеличен до 3 баллов. 3. По аналогии с ЕГЭ по русском языку исключён критерий оценивания «Богатство речи», при этом обозначенные ранее подходы к оцениванию речевых повторов сохраняются при оценивании соблюдения речевых норм. 4. Критерий Р5 «Соблюдение фактологической точности» переименован по аналогии с тем, как подобный критерий представлен в ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку: «Фактическая точность речи». Максимальное количество первичных баллов за выполнение всех заданий итогового собеседования сохранено и составляет 20 баллов. |
|
Русский язык | Изменения структуры КИМ отсутствуют. В формулировки и систему оценивания выполнения заданий 13.1, 13.2, 13.3 внесены следующие корректировки. 1. В заданиях 13.1, 13.2 и 13.3 (сочинение-рассуждение на |
|
Литература | Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Уточнены критерии оценивания выполнения заданий: – при оценивании выполнения всех заданий части 1 по критерию «Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм» учитывается сумма ошибок вне зависимости от их вида; – критерии К6 «Соблюдение орфографических норм» и К7 «Соблюдение пунктуационных норм» оценивания сочинения части 2 сближены по количеству ошибок с требованиями ОГЭ по русскому языку. |
|
Физика | 1. Общее число заданий сокращено с 25 до 22. 2. Одна из качественных задач переведена в форму задания с кратким ответом. 3. Удалены задания на распознавание формул и одна из линий заданий на работу со схемами и таблицами. Эти способыпредставления информации интегрированы в различные линии заданий КИМ. 4. Уменьшен объём текста физического содержания, к которому предлагается только одно задание на применение информации из текста в новой ситуации. 5. В качестве расчётных задач предлагается только одна комбинированная задача (№ 22). 6. Задачи 20 и 21 различаются уровнем сложности и могут базироваться на материале любого из разделов (механические, тепловые или электромагнитные явления). 7. Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшился с 45 до 39 баллов. |
|
Химия |
|